Бесплатный шиномонтаж

Для чего нужна прокладка ГБЦ? Как понять, что нужно менять прокладку

Прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) обеспечивает герметичность плоскости между блоком и головкой. Её срок службы зависит от модели, технического состояния двигателя, манеры езды и других факторов.

Прокладка ГБЦ одноразовая: при затягивании болтов принимает определённую форму и второй раз в то же место она уже не встанет. Поэтому менять прокладку нужно при каждом снятии ГБЦ, даже если на вид она безупречна. Желание сэкономить может обойтись дорого: разгерметизация газового стыка приводит к неисправностям двигателя. Если своевременно не заменить прокладку, ДВС выйдет из строя — потребуется дорогостоящий капитальный ремонт.

Особенности, функции и неисправности прокладки ГБЦ

Цилиндр и верхняя часть камеры сгорания раздельные. Они соединяются между собой болтовыми креплениями, а за герметичность между ними отвечает специальная прокладка. Она представляет собой монолитную деталь с отверстиями под цилиндры, проход охлаждающей жидкости, крепёж. Для большего сопротивления давлению отверстия окантованы металлическими кольцами.

Прокладка ГБЦ выполняет такие функции:

  • не допускает утечку масла и охлаждающей жидкости;

  • предотвращает перемешивание охлаждающей жидкости и топливно-воздушной смеси;

  • обеспечивает герметизацию камер.

При работе двигателя прокладка подвергается большим нагрузкам: давление газов может достигать 9 МПа, а температура — 2 000°C. Превышение допустимой температуры, нехватка тосола в системе приводят к прогару прокладки.

Однако к неисправности могут привести и некачественные работы:

  • нарушение затяжки болтов, прижатие прокладки без использования правила;

  • неправильно подобранная по толщине прокладка;

  • неудовлетворительное состояние привалочных поверхностей (ржавчина, трещины, раковины).

Важно, чтобы толщина прокладки ГБЦ соответствовала рекомендациям производителя двигателя. Её неправильный выбор также может привести к разгерметизации системы.

Последствия прогара

Если водитель заметил прогар практически сразу же после его появления и перестал эксплуатировать машину, то последствия будут минимальными. В этом случае достаточно заменить прокладку и сопутствующие компоненты: болты, уплотнения.

Длительная эксплуатация автомобиля с прогоревшей прокладкой ГБЦ часто приводит к серьёзным последствиям:

  • из-за воздействия высоких температур деформируется головка;

  • двигатель заклинивает;

  • из-за высокого давления газов в системе разрываются патрубки.

При разгерметизации системы в цилиндр может попасть тосол, что приведёт к гидроудару. Итог — деформация головки блока цилиндров, поршня, коленвала, шатуна. Часто детали не поддаются восстановлению, поэтому их придётся менять.

Последствия езды с прогоревшей прокладкой — это выход двигателя из строя, необходимость его капитального ремонта, что ведёт к существенным финансовым вложениям.

Как узнать, что прокладка прогорела?

Симптомы пробитой прокладки ГБЦ могут быть разные:

  1. Быстрый перегрев двигателя в результате проникновения газов в систему охлаждения, из-за чего она перестаёт справляться со своими функциями.

  2. Появление белых выхлопных газов, даже если двигатель хорошо прогрет, а на улице — тепло. «Симптом» возникает из-за попадания антифриза в цилиндры.

  3. Увеличение уровня масла в картере, появление эмульсии. В этом случае часто загорается аварийная лампочка на панели приборов, что свидетельствует о повышенном давлении масла.

  4. Увеличение размеров шлангов охлаждающей системы, из-за чего срабатывает защитный клапан.

  5. Появление следов смазки в расширительном бачке.

К косвенным признакам относят снижение эффективности работы салонного отопителя, проблемы с запуском двигателя.

При подозрениях на нарушение герметичности прокладки ГБЦ лучше сразу же заглушить машину — так удастся минимизировать последствия. Если продолжить езду, то вскоре из строя выйдут другие детали и механизмы, которые пока что работают нормально.

Виды прокладок и их особенности

Прокладки ГБЦ классифицируют в зависимости от материалов. Условно их разбивают на две группы: металлические и неметаллические.

Металлические прокладки изготавливают на основе листовой стали или меди. На их места соприкосновения с привалочными поверхностями наносят специальное напыление, которое по свойствам и виду похоже на резину. Именно оно отвечает за уплотнение. Металлические прокладки надёжные, прочные. Они отличаются термоустойчивостью, способны выдерживать большие нагрузки.

Неметаллические прокладки бывают асбестовыми и на основе композитных материалов. Для асбестовых характерна огнестойкость, небольшой коэффициент усадки. Однако при продолжительной эксплуатации их свойства ухудшаются. Резкие перепады температур и частые вибрации сокращают срок службы таких прокладок.

Безасбестовые прокладки изготавливают на основе композитных материалов. Они не дают усадки, отличаются отменной эластичностью, поэтому обеспечивают плотное прилегание к поверхностям. Для них характерна устойчивость к вибрациям, давлению, перепадам температур.

Выбор прокладки ГБЦ зависит от условий эксплуатации автомобиля, требований к ДВС, предпочтений водителя. Для мощных тюнингованных двигателей лучше использовать металлические прокладки, а для стандартных моторов — безасбестовые на основе стекловолокна, арамидных волокон или графита.

Подведем итог

Прокладка ГБЦ обеспечивает стабильную работу двигателя и продляет срок его службы. Правильный выбор прокладки наряду с её грамотной установкой предотвращает серьёзные поломки ДВС и позволяет избежать дорогостоящего ремонта.