Бесплатный шиномонтаж

Машины из Ирана в России — чего ожидать

Иранские автомобили пользуются популярностью во многих странах, в том числе и в России, поскольку зарекомендовали себя как надёжные, выносливые и комфортабельные. Большинство экспертов считает их одними из лучших вариантов по соотношению цены и качества.

В 2023 году на российском рынке запланирован старт продаж новых иранских марок. В скором времени реализовывать свою продукцию будут два ведущих автопроизводителя — компании IKCO и Saipa. Они презентовали новые модели авто в августе 2022 года на выставке MIMS в Москве. Потребителям компании хотят предложить седаны Iran Khodro, IKCO Tara и Saipa Shahin. В чём особенность этих автомобилей? Какие у них плюсы и минусы? Давайте разбираться.

Новые марки авто для российского рынка из Ирана: что они собой представляют

IKCO Tara — легковой автомобиль, подобный Peugeot 301. Его начали выпускать в 2020 году. У машины много схожего с полюбившимися в России «французами». Например, дверные проёмы, которые считаются прямыми копиями дверных проёмов Peugeot 301.

Платформа у иранского автомобиля такая же. Если говорить о размерах, то машина немного крупнее нашей LADA Vesta. В качестве силового агрегата производитель выбрал бензиновый двигатель марки TU5 1.6 мощностью 115 лошадиных сил. Коробка передач может быть механическая пятиступенчатая или автоматическая шестиступенчатая — аналог японской трансмиссии Aisin. Автомобили марки IKCO Tara в России можно будет купить по цене от 1,5 млн рублей.

Saipa Shahin впервые поступила в продажу в 2021 году. По параметрам машина практически идентична седану Vesta. Она создана на базе лицензированного шасси XP90 от Toyota и многим напоминает Yaris, который выпускали до 2013 года. Двигатель машины — восьмиклапанный, с наддувом, бензиновый. В Москве на выставке автопроизводитель представил вариант с вариатором, но у покупателей будет выбор. В продажу также поступят авто с механической трансмиссией. В базовой комплектации предусмотрена мультимедийная система с ЖК-экраном, кондиционер, круиз-контроль. Стартовая цена на Saipa Shahin — 1,3 млн рублей.

Автомобили Iran Khodro: марки и модели

Ещё один иранский автопроизводитель, который стремительно выходит на российский рынок — Iran Khodro. Фирма специализируется на выпуске не только легкового транспорта, но и грузовиков, моторов, других рабочих компонентов для транспорта. В год она выпускает больше полумиллиона различных видов транспорта. Автопроизводитель стремительно наращивает свой потенциал. У него есть шесть производственных площадок. Если Iran Khodro выйдет на российский рынок, то всерьёз и надолго.

Компания выпускает больше десяти моделей легковых авто. Одна часть — это перелицованные машины Peugeot. Вторая часть — это лицензированные версии других марок.

В России до 2009 года активно реализовывали «Саманды» — седаны, напоминающие популярные в РФ Peugeot 405. Их выпускают и сегодня, причём сразу в трёх модификациях Улучшенные модели получили название «Сорен», «Дена+», «Дена». Также есть в линейке седаны Runna — те же самые Peugeot 206, кроссоверы S7 и S5, хэтчбеки Dongfeng H30 Cross и манёвренные пикапы Arisun, построенные на базе шасси семидесятого года с универсальными панелями Peugeot 405.

Недавно автоконцерн Iran Khodro разработал и выпустил новый переднеприводный кроссовер — Rira и его облегчённый вариант Ray на платформе PF1. Оба автомобиля можно считать прямыми родственниками Peugeot 2008. 

Силовые агрегаты и трансмиссии иранских машин

На автомобилях иранского производства, которые происходят от «французов», установлены модернизированные атмосферные моторы XU7 1.8 и TU5 1.6.

У двигателя XU7 выносливый алюминиевый блок. Он немного прихотлив, боится сильных морозов, но проблем с ремонтом силового агрегата не возникнет, поскольку запасных частей и деталей на российском рынке достаточно.

У моторов TU5 достаточно хорошие эксплуатационные и технические характеристики. Они оснащены 16 клапанами, у них чугунный блок, гидравлические компенсаторы. Двигатели уверенно преодолевают пробег более 300 тысяч км до капитального ремонта.

Существует также ещё одна линейка моторов EF. Её разработали ещё 14 лет назад в тандеме с фирмой FEV Engine Technology. В этой линейке есть как бензиновые турбированные, так и дизельные силовые агрегаты.

Производство двигателей локализовано, начиная от электроники и заканчивая литьём. Многие моторы изначально заточили под последующий переход на газ.

Если говорить о коробках передач, то тут иранские автопроизводители, что называется, собрали всего понемногу. На многих моделях чаще всего устанавливают трансмиссии как у Peugeot. Некоторые марки оснащают коробками передач китайского производства, часть трансмиссий производят самостоятельно. Машины в стандартной и базовой комплектации оснащают пятиступенчатыми МКПП, авто в комплектации «люкс» идут с гидроавтоматом.

Авто от производителя Saipa

Saipa — это крупнейший автопроизводитель в Иране. Если в Iran Khodro занимались выпуском французских Peugeot, то Saipa известна во всём мире как один из сборщиков «Ситроен». Дополнительно фирма производила моторы, создавала коробки передач собственного производства, специализировалась на выпуске широкого модельного ряда авто корейского и японского производства. Сегодня на заводах Saipa выпускают седаны Tiba и Shahin, а также хэтчбеки Quik.

Что насчёт цен и качества

Большинство иранских автомобилей напоминают российские Lada, которые выпускали на территории РФ ещё десять лет тому назад. Несмотря на то что они «напичканы» электроникой, конструкция достаточно проста. Так как производители делают акцент на доступности машин, качество сборки очень часто страдает.

Автомобили, изготовленные компаниями в Иране, стоят немного дешевле, чем российская Lada Granta. Цены на них колеблются в пределах от 500 до 600 тыс. рублей. Если добавить к этой цифре НДС, сбор на утилизацию, то конечная стоимость машины возрастает ещё на 500 тыс. рублей и более. Другими словами, транспортные средства родом из Ирана, по характеристикам и параметрам сопоставимы с российской Granta, но при этом стоят как Vesta.

Как иранские машины могут попасть на российский рынок

Вариантов входа авто из Ирана на российский рынок очень много. Один из них — под торговой маркой Khazar. Завод «АзКрон», расположенный в Азербайджане в Нефтечале и специализирующийся на сборке авто, на ¼ принадлежит фирме Iran Khodro, поэтому активно выпускает многие иранские марки транспортных средств.

Немного интересной статистики

Иранские фирмы выпускают достаточное количество транспортных средств разных марок и моделей. У них есть все необходимые производственные активы. В автомобильной отрасли Ирана задействованы миллионы людей. Легковые авто производит дюжина компаний, которые начинали как совместные предприятия азиатских и европейских концернов.

  • Иранские транспортные средства в среднем служат 20–25 лет.

  • За год иранским производителям удаётся продать больше миллиона новых авто.

  • У третьей части всего автопарка — шильдик Peugeot.

  • Самая продаваемая модель в 2021 году, вышедшая с конвейера в Иране, — Saipa Tiba.

Иранские автомобили, которые вскоре появятся на российском рынке, по ценам, техническим и эксплуатационным характеристикам будут ничем не хуже, чем российская Lada Vesta и смогут стать для неё достойными конкурентами.